Свадьбы в любой семье в Индии - событие первостепенной важности, и каждый отец сделает все, что от него зависит, чтобы отпраздновать ее достойным образом и не вызвать нарекания ни со стороны своей и новой родни, ни со стороны членов своей касты или своих соседей. Естественно, среди разных социальных групп отдельные моменты свадебного обряда могут иногда заметно отличаться. Правилом являются браки по выбору родителей, и именно этого выбранного не ею мужа, девушка готовится принять со всей полнотой первого - и последнего - чувства, со всей преданностью и покорностью. До сих пор - и часто даже в городах - молодые впервые видят друг друга в день свадьбы. В ожидании приезда жениха, женщины семьи всегда приглашают взглянуть на невесту.
Заходишь в комнату, видишь в окружении подруг и сестер ярко одетое и богато украшенное существо, с лицом, завешанным гирляндами цветов, дождем ниспадающих со свадебной короны. "Подойдите, посмотрите на нее", - просят все. Подойдешь, откинешь цветы с ее лица, и встретишь прелестное юное личико и глубокий взгляд, исполненный огромного внутреннего волнения. Уже украшены руки.
На лоб вдоль бровей часто бывает нанесена краской линия из точек, которая обводит глаза, спускается на щеки, обводит их мягкий контур и завешается на подбородке. В крыло носа продето тонкое золотое кольцо с жемчугом или жрагоценными камнями, с пробора на лоб свисает золотая розетка, тяжелые сверкающие серьги бросают светлые блики на щеки, шея и грудь скрыты под блестящими украшениями, глаза смотрят серьезно и испуганно - трогательный и для наших дней слегка фантастический образ невесты. Она не видит подарка, который ей приносишь, от волнения и усталости она не видит и не чувствует ничего вокруг. Наступил самый важный, самый ответственный момент ее жизни - ее отдают мужу. Отдают навсегда, безвозвратно, без права на расторжение брака. Ее растили и воспитывали только для этого, ее готовили только к этому. Вот наступает вечер. Темнеет. Сейчас свершится воля богов и судьбы. Кого ей избрали? Кому ее отдают? Ведь навсегда, навсегда! Доносятся звуки музыки дробь барабанов. Едет! Едет за ней! Жених по обычаю должен приехать на коне в сопровождении своих родных и друзей. И обычно так он и приезжает. Поезд жениха движется медленно-медленно. Впереди идут оркестранты в ярких мундирах и тюрбанах. Музыка звучит непрерывно. За ними несколько друзей жениха движутся в танце (иногда, танцоров нанимают), затем, в окружении нарядной толпы своих близких, едет, украшенный цветами и золотыми гирляндами, жених в свадебной короне. Конь белый, с плюмажем и тоже весь украшенный и в раззолоченной наборной сбруе. Перед женихом на седле часто сидит мальчик - младший его брат или племянник.
Он является символическим участником свадебного обряда. Его присутствие означает, что в случае смерти жениха он станет мужем девушки и в дальнейшем обязуется также заменить ее детям отца. Надо сказать, что это не только символ. Древний обычай братской полиандрии, когда несколько братьев становились мужьями одной женщины, доныне жив в Индии, и иногда практикуется в среде низких каст. В среде же высоких каст сохраняется только обычай привозить с собой на свадьбу младшего мальчика семьи. Так едет жених. Часто он держит в руке меч - тоже символ того, что он с боя возьмет невесту, победив всю ее мужскую родню. И так было когда-то - отбивали, брали силой. Индийцы в большинстве своем не признают такой формы брака, но и запрета на нее нет. Иногда она встречается у некоторых племен и сейчас. Над женихом несут зонт на длинном шесте. Зонт - знак царской власти, знак власти вообще. А вокруг процессии, и впереди нее, и в ее рядах идут люди-лампы, живые подставки, на головах которых ослепительно сияют карбидные лампы.
Лампы нарядны, обвешаны блестящими и звенящими подвесками, они многоэтажны, они возвышаются на головах своих подставок, заливая светом все вокруг, они пылают во тьме белоснежными факелами. Людей-подставок не видно. И не должно быть видно. Лампы - это праздник. Залитая их светом нарядная толпа - это праздник. А худые босоногие ламповщики, всегда закутанные в серую ткань мужчины, женщины, мальчики к празднику отношения не имеют. Они и рады заработать на всю свою группу несколько рупий и идут незаметные, тихие, безликие, несут на головах фонтаны света. Их не замечают. Их нет, есть лампы.
Медленно-медленно идет ярко озаренная процессия. Вот она вступает на улицу, ведущую к дому невесты. Или к тому дому, который снят под свадьбу. В любом случае этот дом виден издалека благодаря истинному чуду индийского декоративного мастерства - деревьям и кустам, унизанным разноцветными лампочками. На фоне черного неба эти деревья подобны застывшим фейервекам. искрам огромного костра, которые вдруг остановились в воздухе, оцепепеневшим брызгам цветных фонтанов. Это так красиво, что и не расскажешь.
Двор обнесен оградой из многоцветной ткани, а ворота, тоже изготовленные специально для свадьбы, представляют собой арку, от земли и до вершины сплошь обвитую розовыми или белыми гирляндами из бумажных или нейлоновых розеток. Это похоже на ворота, ведущие прямо в рай. Все пышно, празднично, нарядно, незабываемо. Дробь барабанов все ближе и ближе. Уже за забором, уже во дворе. Уже по стенам комнат заметались отблески ламп. Он приехал! Его втречают родители юной невесты, ведут к гостям. Все оживленно болтают, все рады и довольны. Во дворе приготовлен пандал - специальный помост под навесом. Шесты навеса перевиты яркой фольгой и гирляндами цветов.
Здесь они сядут рядом, и брахман проведет весь обряд, в котором будет много-много разных обязанностей к родителей жениха и невесты, а если нет родителей, то у старших братьев и их жен.
Надо будет по указаниям брахмана в должный миг и в сопровождении должной молитвы омыть ноги жениху и невесте, окрасить их красной краской,
надеть ей на пальцы ног серебрянные обручальные кольца, дать жениху и невесте вкусить топленого масла и т.д. и т.д. В нос уже вдето украшение замужней женщины - довольно массивная серьга, а шею обвивает традиционная "мангальсутра" - нитка черных и золотых мелких бусинок с двумя золотыми полушариями посередине - это брачное ожерелье, и оно заменяет в Индии обручальное кольцо. Для них совьют особый шнур и свяжут их друг с другом, они наденут друг на друга пышные гирлянды, им поставят красные точки на лоб - знак счастья, к краю сари привязан шелковый белый шарф, перекинутый через плечо жениха. Жених семь раз обведет невесту вокруг священного огня или они вместе пройдут семь шагов - и обряд будет закончен.
Она войдет в его семью навсегда.
Автор Н.Р.Гусева "Многоликая Индия"